Об Узбекистане

Площадь страны
448 978 км2
Население страны
32 390 000
Столица
ТАШКЕНТ
Столица
около
5 000 000
включая Ташкентскую область, что дедает его самым густонаселённым городом Центральной Азии

Узбекистан является одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся стран Центральной Азии. Стратегически расположенный в самом сердце Евразии, на древних и новых торговых путях шелкового пути между Китаем и Европой, Узбекистан на протяжении веков был центром международной торговли.

Это самая густонаселенная страна региона с 32 миллионами жителей, почти вдвое больше, чем ее казахский сосед. Узбекистан — молодая страна, где почти 90% населения находится в трудоспособном возрасте или младше, что дает возможность для роста за счет предложения рабочей силы.

Столица Ташкент насчитывает 2,4 миллиона жителей и 2,6 миллиона в агломерации Ташкента, что делает его четвертым по численности населения городом бывшего Советского Союза сразу после Москвы, Санкт-Петербурга и Киева.

За последние семь лет реальный ВВП Узбекистана вырос на 7% в среднем (+ 5% в 2018 году). Государственный долг невелик (35,6% ВВП страны), а фонд национального благосостояния Узбекистана («ФНБ») имеет валютные резервы, эквивалентные 40% ВВП. В феврале 2019 года страна продала свою первую долларовую облигацию, доходность по которой за эти годы составила 5,4%.

Узбекистан обладает значительными запасами природных ресурсов, включая большие запасы разнообразных товаров, экспорт которых поддерживал прошлые профициты счета текущих операций. Во всем мире страна входит в число 20 крупнейших производителей золота (4-е место по запасам), природного газа, меди и урана. Минеральные ресурсы оцениваются в 3,5 трлн грн. Сельское хозяйство является еще одной важной опорой экономики и является третьим по величине экспортером хлопка.

Однако остаются некоторые проблемы: в 2018 году инфляция в среднем составила 17,9% (Fitch) и, вероятно, останется на уровне около 10% в среднесрочной перспективе (ЕБРР). Показатели Всемирного банка «Ведение бизнеса» исторически были довольно низкими, но улучшаются: рейтинг страны поднялся с 166-го в 2012 году до 76-го в 2019 году.

Об Узбекистане

Либерализация обмена иностранной валюты в сентябре 2017 года открыла новые перспективы развития для инвестиционного климата страны.

Правительство создало более благоприятную деловую среду, кардинально реформировав налоговую систему и таможенные правила. Эти реформы упростят налоговый кодекс, снизят налоговые ставки и уменьшат торговые барьеры.

За последние три года профиль страхового риска в Узбекистане значительно улучшился.

Раньше экономика страны была достаточно изолированной и управляемой правительством, а государственные предприятия составляли 60% ВВП (S & P). Однако за последние несколько лет Узбекистан вступил в захватывающий и беспрецедентный период открытия и реформирования более рыночной, интегрированной и основанной на участии системы.

«Президент Мирзиёев, пришедший к власти после смерти многолетнего президента Каримова в 2016 году, инициировал серию широкомасштабных политических реформ, в том числе попытки повысить независимость судебной власти, снять некоторые ограничения на свободу слова и увеличить подотчетность своим гражданам».

«Изменения также включают в себя реализацию закона о борьбе с коррупцией, повышение прозрачности экономических данных и либерализацию торговли и валютных режимов. Отношения с соседями также значительно улучшились, о чем свидетельствует расширение сотрудничества и улучшение транспортных связей». S&P, декабрь 2018 г.

Привлечение ПИИ является приоритетом. Правительство создало особые экономические зоны с инвестиционными стимулами и налоговыми льготами. Краткосрочные визовые требования были только что отменены для граждан ЕС.

Одной из наиболее значительных экономических реформ, проведенных Узбекистаном, является либерализация режима обменного курса в сентябре 2017 года, начиная с ползучей привязки, переоцененной по сравнению с курсом на черном рынке, и заканчивая регулируемым плаванием. Из-за прежних правил иностранным инвесторам было довольно сложно репатриировать свою прибыль. Теперь экспортерам больше не требуется продавать часть своих доходов в иностранной валюте правительству. Эти долгожданные реформы открыли новые перспективы развития инвестиционного климата.

«Реализация программы реформ на сегодняшний день превзошла ожидания с точки зрения ее темпов и масштабов». Стратегия ЕБРР в Узбекистане, сентябрь 2018 г.

«S & P: Узбекистану присвоен краткосрочный рейтинг «BB-»и краткосрочный рейтинг «B»; Прогноз стабильный» (декабрь 2018 года).

С момента прихода к власти в 2016 году президент Мирзиёев начал ряд экономических и институциональных реформ, чтобы открыть экономику и поддержать будущий рост. Наши рейтинги по Узбекистану поддерживаются сильными финансовыми и внешними позициями правительства.

ВВП на душу населения остается низким, составив, по оценкам, 1200 долларов США в 2018 году. Мы ожидаем, что рост реального ВВП останется относительно сильным, составив в среднем 5% в течение нашего прогнозного периода до 2021 года, при поддержке роста в секторах услуг, обрабатывающей промышленности и природных ресурсов. Строительный сектор небольшой, но растущий.

Мы ожидаем, что снижение торговых барьеров приведет к увеличению импорта, особенно капитальных и высокотехнологичных товаров, необходимых для обновления и модернизации экономики.

«Fitch присвоило Узбекистану рейтинг «BB-»: прогноз «Стабильный» (декабрь 2018 г.)

Рейтинги Узбекистана сбалансированы надежным суверенным балансом, низким государственным долгом и рекордными темпами роста.

Узбекистан приступил к реализации амбициозной и всеобъемлющей программы реформ, направленной на улучшение макроэкономической стабильности и перспектив роста, а также на устранение институциональных и управленческих слабостей.

Рост будет зависеть от государственных инвестиций в стратегические проекты, расходы на жилье и инфраструктуру. Долгосрочный потенциал роста поддерживается благоприятной демографией и богатыми природными ресурсами.

Об Узбекистане